30 апреля во Дворце детского и юношеского творчества завершился всероссийский театральный фестиваль «Волшебная рампа». Это был пятый по счету фестиваль, который по оценке жюри и организаторов, продемонстрировал высокий исполнительский уровень и явное увеличение театральных коллективов России, готовых примкнуть к «Волшебной рампе». Еще одной примечательностью нынешнего фестиваля стало участие в составе конкурсного жюри педагога ДДЮТ, режиссера театра кукол и масок «Буратино» Дмитрия Николаевича Мальцева. Незадолго до фестиваля театр «Буратино» порадовал тольяттинского зрителя премьерой кукольного спектакля «Улитка», спустя неделю представил фестивальному сообществу свою легендарную «Русалочку» и был удостоен лауреатства 3 степени. Теперь, когда фестивальные страсти несколько улеглись, мы попросили Дмитрия Николаевича рассказать о новом спектакле, своих впечатлениях о фестивале и работе в жюри.



Итак, «Улитка» - еще один кукольный спектакль в репертуаре театра. Расскажите о том, как шла работа над спектаклем со столь сложной сценографией и непростым сюжетом?

- Это очень долгожданная премьера. Мы давно не ставили спектакли в жанре кукольного театра. Такие спектакли всегда востребованы, но, замечу, их все меньше представляют на театральных фестивалях. Захотелось сделать что-то новое, долго выбирали пьесу. Спектакль «Улитка» по мотивам пьесы Снежкова «Путешествие вокруг света вместе с улиткой». Пьеса детям понравилась, но ее необходимо было адаптировать для кукольного спектакля. За полгода до премьеры началась работа с некоторыми перерывами на новогоднюю кампанию и поездку на театральный фестиваль. Разумеется, в процессе возникали сложности, так как у детей нет опыта в постановке кукольного спектакля. Месяц делали куклы, но оказалось, что управлять куклой, стоя на коленях, очень тяжело. Предложил поднять ширму, но по целому ряду причин от этой идеи пришлось отказаться. Когда три человека управляют одной куклой (ручки, ножки, туловище), необходимо почувствовать друг друга и стать на время спектакля единым механизмом. Эту трудность дети преодолели, и началась работа по подбору музыки, изготовлению декораций. Экспериментов было много. Они придумывали сцены, сами делали дождь, который в спектакле символизирует очищение от бытовой мишуры и механического восприятия жизни.

Кто автор кукол и какие куклы участвуют в спектакле?

- Это тростевые куклы, которые управляются с помощью трости. У всех кукол разное строение, особенно сложен в управлении жук-навозник. Идея кукол принадлежит моей воспитаннице, актрисе краснодарского театра кукол - Анастасии Суворовой. Это ее вторая работа в качестве художника (первая – в спектакле «Любопытный слоненок»). Куклы ее, а ширму придумали сами. В мае планируем доработать ширму, раковину улитки и цветочную поляну. В апреле прошло 5 спектаклей. Доделываем декорации и в июне работаем для школьных площадок. В целом я доволен результатом. Дети освоили сложнейшие куклы и сработали в сложных декорациях. Одна роль в спектакле драматическая – это неизведанное животное, мы назвали ее музой улитки.

Стоит признать, что спектакль не простой, на домысливание. Справятся ли с этой задачей маленькие зрители?

- Театр – это всегда пища для ума. Перед спектаклем, приветствуя зрителя, я стараюсь, чтобы он проникнулся темой и идеей спектакля. И еще мне кажется правильным, когда дети сидят вместе с родителями, которые всегда могут ответить на вопросы малышей. Да и родителям будет не лишне ненадолго остановиться и рассмотреть то, что в суете остается незамеченным – природа, цветы, звуки, краски.

Театр «Буратино» представил на фестивале «Волшебная рампа» спектакль «Русалочка. Почему это был не спектакль «Улитка»?

- Да, хотели показать «Улитку», но это спектакль новый, требующий доработки. Решили представить «Русалочку» - хороший, проверенный материал. Изменились исполнители главных ролей – Принц и Русалочка, от этого спектакль стал другим. Очень вовремя созрел этот актерский дуэт. Зрители очень эмоционально восприняли спектакль. Жюри выделило роль Русалочки и Принца, отметив эти актерские работы специальными дипломами. Приза зрительских симпатий была удостоена актриса за роль Ведьмы. На протяжении всего фестиваля дети работали кураторами, помогали готовить спектакли на сцене театра, ставили свет, декорации, участвовали в церемонии открытия и закрытия фестиваля.

В этом году, работая в составе жюри, вы окунулись в самую гущу фестиваля. Каким, на ваш взгляд, был V конкурс-фестиваль «Волшебная рампа»?

- Хороший, сильный, разносторонний фестиваль с разным видением театра, с хорошей театральной культурой. Не было слабых коллективов. Очень много было спектаклей, и фестиваль получился большой. В этом есть и плюсы и минусы. К минусам можно отнести то, что не всегда успеваешь переварить материал и переключиться на другой спектакль. Было ограниченно время для общения с руководителями коллективов и анализа театральных работ. К плюсам можно отнести большую географию участников, которые познакомились и подружились в «Радуге». Работать в жюри было сложно. Это мой первый опыт работы в жюри большого всероссийского фестиваля, но это было полезно. Я узнал много нового. Как никогда, много говорил и слышал о театре.

Дата размещения - 15 мая 2018 год