Педагоги Дворца детского и юношеского творчества городского округа Тольятти всегда стараются быть современными, компетентными, результативными. В этом им помогает методическая служба Дворца. Повышение педагогических знаний происходит в разных формах, например: обучающие семинары-практикумы, серия семинаров о развитии психических процессов у детей, стажёрская площадка «Формирование познавательной активности у детей», консультации и методические рекомендации на темы воспитания и образования, педагогические советы.  Эффективной формой является педагогическое объединение – творческая группа.

В этом году тема работы творческой группы: «Современное занятие»,- поскольку через занятие решаются все вопросы повышения качества образования, модернизации педагогического процесса. 

Речь идёт, прежде всего, об обновлении содержания образования, применении современных средств обучения, приёмов и технологий. В связи с этим в дополнительном образовании особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала обучающихся в разных предметных областях. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося. Для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает, он должен обладать психолого-педагогическими знаниями. Педагог должен использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе.

 

Образовательный процесс осуществляется, в основном, через учебное занятие. Для того, чтобы занятие стало событием в жизни ребёнка, его нужно тщательно подготовить, спланировать.

Требования к современному занятию

  • создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей
  • целесообразное расходование времени
  • применение разнообразных методов и средств обучения
  • высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми
  • практическая значимость полученных знаний и умений.

Конкретно для каждого педагога это значит:

1. Точное и творческое выполнение программно-методических требований к занятию; грамотное определение типа занятия, его места в программе, видение особенностей каждого занятия

2. Учет реальных учебных возможностей обучающихся разных возрастов, уровня их воспитанности, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов

3. Продумывание и решение в единстве задач

·         образования (формирование знаний, специальных и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию)

·   воспитания (формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств в устойчивые нравственные качества личности, формирование готовности к самовоспитанию)

·         развития (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы обучающихся)

·         выделения важнейших, доминирующих задач занятия, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива.

4. Выбор рациональной структуры и темпа проведения занятия, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени занятия.

5. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших научных понятий, теоретических положений, закономерностей, мировоззренческих идей учебного материала, выделение главного, существенного в содержании обучения; обеспечение тесной и органической связи содержания занятия с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами воспитанников; формирования целостной научной картины

6. Обеспечение практической, политехнической и профориентационной направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений

7. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, интенсивного обучения, использования на занятиях оптимального сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения, методов работы под непосредственным руководством педагога и самостоятельной работы

обучающихся, методов стимулирования у обучающихся познавательных интересов

8. Рациональное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы с детьми на занятии

9. Осуществление дифференцированного, личностно-ориентированного подхода к обучающимся

 10. Формирование у воспитанников осознанного и активного отношения к познавательной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на занятии; использование воспитательных и развивающих возможностей хорошо организованной работы на занятии, контроля и оценки знаний, умений и навыков обучающихся, их прилежания

11. Рациональное использование различных средств обучения (энциклопедий, наглядных пособий, ТСО, средств информации и т.д.)

12. Соблюдение благоприятных для работы на занятии гигиенических и эстетических условий

13. Четкое следование замыслу плана занятия и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов, создание благоприятного психологического климата в группе

14. Выявление в ходе самоанализа полученных на занятии результатов образования, воспитания, развития воспитанников, сравнение их с поставленными педагогическими задачами, учет результатов самоанализа при планировании последующих занятий.

 Основные риска неудавшегося занятия

1. стрессовая педагогическая тактика

2. несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям обучающихся

3. несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.

Педагогические вопросы организации увлекательного занятия и решаются на заседаниях творческой группы. В задачи такого объединения входят: рассмотреть разные аспекты моделирования, проведения и анализа разных типов занятий,  моделирование своего открытого занятия, разработка конспекта, технологической карты, показ занятия, распространение педагогического опыта на разных уровнях.  Для этого разработан план работы группы, темы и сроки заседаний, выбраны эксперты (методисты и опытные педагоги). На  заседаниях педагоги имеют возможность обменяться мнениями, идеями, педагогическими находками. Состав группы постоянный. Те педагоги, которые по каким-то причинам не смогут участвовать в заседаниях, найдут нужный материал на сайте Дворца.

 

Материал подготовил: методист МБОУДО «ДДЮТ» Малышева С.М.