Основной формой обучения детей в условиях дополнительного образования являются занятия, т.к  они  предусматривают освоение содержания программы всеми детьми, помогают преодолевать стихийность, решать задачи разного вида планомерно, в определённой системе и последовательности.

Сравнивая урок в школе и занятие в учреждении дополнительного образования, можно выделить следующие признаки сходства:

– одна и та же сущность: развитие познавательной деятельности детей, формирование определённого объёма знаний и умений и одновременно всестороннее воспитание;

– чёткая и строгая организация в одно и то же время, четкое расписание, обязательность обучения для каждого ребёнка, коллективные и индивидуальные формы работы, дифференцированный подход к подбору заданий и к каждому ребёнку.

Занятие в системе дополнительного образования обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу учащихся, по чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности, имеет отличную от школьной систему оценивания результатов деятельности учащихся.

Занятие имеет структуру, представляющую собой взаимосвязь ее компонентов, а также определенную логику, зависящую от поставленных целей, задач, методов, педагогических технологий.

В ходе проведения занятия главным для педагога является не только сообщение информационных знаний учащимся, но и выявление их жизненного опыта, включение в сотворчество с педагогом, друг с другом, родителями, в активный поиск знаний с приобретением умений, навыков, а в итоге – формирование творческой самореализации учащихся.

 

Основными требованиями к построению современных учебных занятий являются:

• создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей

• целесообразное расходование времени занятия

• применение разнообразных методов и средств обучения
• высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми

• практическая значимость полученных знаний и умений.

При разработке занятия педагог имеет право самостоятельно разработать удобную для себя модель учебного занятия.

Модель учебного занятия представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний учащимися, построенных на смене видов деятельности: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.

Модель качественного занятия включает:

1.        дидактический аспект,

2.        методический аспект,

3.        организационный аспект,

4.        воспитательный аспект,

5.        психологический, здоровьесберегающий аспект.

 Алгоритм моделирования традиционного занятия

1 этап занятия - организационно-подготовительный и диагностический.

Задачи этапа: подготовка педагога и учащихся к занятию.

Содержание этапа: создание педагогом положительного благоприятного микроклимата с настроем детей на творческую учебную деятельность, активизация внимания детей.

Задачи диагностического этапа: диагностика усвоенных знаний, проверка выполненных самостоятельных работ, анализ качества их выполнения, необходимая коррекция.

Содержание диагностического этапа: выбор приемлемых методик для выполнения детьми самостоятельного задания, акцентирование внимания на усвоение ими воспитательных и дидактических задач предыдущего занятия.

Результат деятельности на 1 этапе: определение уровня внимания, активности, восприятия, настроя учащихся на предстоящее занятие, уровня взаимопомощи, сотворчества детей, самооценки собственной деятельности, оценочной деятельности педагога.

2 этап - конструирующий, состоящий из 3-х этапов: основного, контрольного, систематизирующего.

Задачи основного этапа: обеспечение восприятия учащимися нового учебного материала.

Содержание основного этапа: максимальная активизация познавательной деятельности учащихся на основе теоретического материала, введение практических творческих заданий, развивающих определенные умения учащихся.

Задачи контрольного этапа: выяснение понимания учащимися нового материала

Содержание контрольного этапа: уточняющие вопросы, решение задач по аналогии, проблемные вопросы для закрепления данного нового материала.

Результат деятельности на основном и контрольном этапе: осознанное усвоение учащимися нового учебного материала и первоначальное развитие практических умений.

Задачи систематизирующего этапа: формирование у обучающихся системного, целостного представления о теоретических знаниях по теме.

Содержание систематизирующего этапа: самостоятельное выполнение учащимися тренировочных заданий, обыгрывание игровых ситуаций.

Результат деятельности на систематизирующем этапе: системное, осознанное усвоение обучающимися нового материала.

3 этап - итоговый, состоящий из аналитического, рефлексивного и информационного.

Задачи аналитического этапа: анализ качества и уровня усвоения учащимися теоретических и практических знаний, умений, анализ и оценка достижения цели занятия.

Содержание аналитического этапа: подведение итогов деятельности, методы поощрения детей.

Результат деятельности на аналитическом этапе: подготовка учащихся к самооценке, собственной деятельности.

Задачи рефлексивного этапа: самооценка учащимися собственной деятельности, оценка сотрудничества.

Результат деятельности на рефлексивном этапе: подготовка, осмысление самостоятельной домашней работы (если она будет предложена учащимся).

Задачи информационного этапа: объяснение учащимся логики следующего занятия.

Содержание информационного этапа: информация о литературе, которую следует использовать к последующему занятию, инструктаж по выполнению задания.

Результат деятельности: определение перспектив развития творческой деятельности в данной образовательной области.

Опыт самоанализа занятия в учреждении дополнительного образования детей поможет педагогу оценить своё занятие, проанализировать свой практический опыт педагогической деятельности, осмыслить проблемы, приблизиться к решению частных вопросов собственной педагогической практики.

Типы занятий

В педагогическом процессе  полезно использовать как развивающие, так и обучающие занятия. Однако строятся они по разным схемам, и анализ таких занятий отличается друг от друга.

Обучающее занятие. Анализ обучающего занятия обычно строится вокруг образовательной цели. Педагог в первую очередь  должен понять, есть ли в его схеме урока три части – мотивация, вовлечение, осмысление.

Педагог, когда делает анализ такого занятия, должен понять:

1.        Получилось ли мотивировать каждого ребенка к обучению?

2.        Какие из приемов мотивации были наиболее успешными?

3.        Сколько времени вы уделили учебному материалу? Из каких частей состояло занятие?

4.        Насколько доступно был представлен материал, какие педагогические приемы были использованы?

5.        Были ли действия детей как-либо вами оценены? Не чувствовали ли себя некоторые дети ущемленными, получая невысокие оценки?

6.        Помогли ли итоги и выставление оценок повысить интерес к теме урока?

7.        Какие виды мышления развивались на этом занятии?

8.        Каковы итоги обучения (через неделю научились ли дети выполнять то, что было предложено педагогом)?

9.        Оцените общий эмоциональный климат занятия.

Развивающее занятие. Направлено на то, что обучающиеся будут самостоятельно учиться добывать знания. Такие занятия направлены на самостоятельную работу обучающегося находить ответы на свои вопросы.

Развивающее занятие имеет познавательную цель. Несмотря на то, что три части у него такие же (мотивация – вовлечение – осмысление), анализ занятия строится иначе.

Педагог  ищет ответы на следующие вопросы:

1.         Получилось ли заинтересовать детей в начале занятия?

2.        Насколько благоприятным был психологический климат развивающего занятия, были ли дети эмоционально вовлечены в занятие?

3.        Правильной  ли была подача материала: сколько времени выполнял действия педагог, сколько – дети.

4.        Все ли дети были вовлечены?

5.        Заинтересовались ли дети предложенным видом деятельности?

6.        Проявились ли творческие способности?

Во-первых, надо представить план самого занятия с четкой взаимосвязью между этапами. Далее надо определить, какие части занятия направлены на решения конкретных целей (мотивировать, вовлечь, научить и так далее).

Анализируя занятие, надо объяснить целесообразность использования времени во время каждого из этапов. А в конце следует определить, все ли цели были выполнены.

 

 

Памятка педагогу дополнительного образования для самоанализа при моделировании занятия.

• Конкретизируйте программу, возраст обучающихся, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты.

•   Конкретизируйте тему и цель занятия. Какова степень сложности вообще и конкретно для данной группы.  Какова степень достижения целей занятия?

•  Находятся ли все виды деятельности в рамках объявленной темы?

• Правильно ли определены цели и задачи занятия, учтены ли при этом индивидуальные особенности детей?

• Удаётся ли выбранными приемами сформировать у детей мотивацию учебной (исследовательской, практической, творческой) деятельности на данном занятии?

•   Насколько оптимальными для реализации целей занятия выбранные формы, методы, приемы организации учебной деятельности? Формированию каких знаний и умений содействует материал?

• Оптимально ли определено временное соотношение частей занятия (теоретической и практической)?

•  Удаётся ли правильно определить формы и приёмы контроля, добиться его эффективности?

• Правильно ли построено своё выступление и есть ли время ответить на вопросы учащихся?

• Предусмотрена ли работа детей по оценке собственной деятельности на занятии с позиции целевой установки?

• Какова реальная возможность достижения целей данного занятия и какие риски возможны?

•  Каких психических, физических усилий стоит провести это занятие? Как их оптиматизировать?

•  Ваши дальнейшие действия.

Конечно, можно радоваться удачному сочетанию всех аспектов занятия (дидактического, методического, организационного, воспитательного, психологического, здоровьесберегающего), но и отрицательный результат не должен повергать в уныние. И то, и другое занятие нужно анализировать, отмечать и применять в дальнейшем результативные приёмы, стараться избегать неудачных, предусматривать при моделировании занятия выводы предыдущих педагогических самоанализов. В любом случае, надо постоянно повышать знания возрастных особенностей детей, современные взгляды на воспитание и образование, не забывая подпитывать свой внутренний мир любовью, радостью, здоровьем.

 Самоанализ занятия в инновационном режиме

1. Характеристика группы.

2. УМК; предметная область; тип занятия, тема занятия (место данной темы в  тематическом планировании).

3.Цель, задачи занятия (выход на тему, цель, задачи в сотворчестве с обучающимися).

4. Отбор развивающего содержания; опора на опыт учащихся (виды заданий, упражнений, грамотно ли отобраны, соответствуют ли теме, целям, задачам; на развитие каких операций мышления направлены).

5. Использование активных, интерактивных методов и приемов.

6. Присутствие различных видов активности (познавательная, социальная, физическая).

7. Формы организации (традиционные или интерактивные).

8. Использование образовательных технологий (ТДМ - технология деятельностного метода обучения, ТРИЗ, РКМЧП - технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология проблемного обучения, технология проектной деятельности и т.д.)

9. Методы поощрения и стимулирования.

10. Позиции и роли учащихся.

11. Позиции педагога. Стиль общения.

12. Создание предметно-развивающей среды. Организация выбора (партнеров, центров, деятельности, карточек посредников, материалов и т.д.)

13. Присутствие индивидуализации, дифференциации обучения.

14. Обратная связь на основе вербальных и невербальных реакций.

15. Подведение итога занятия (в академическом, личностном, эмоциональном плане).

16. Выводы.

Не следует упускать возможность получить совет опытного педагога или методиста, посмотревшего на занятие со стороны. Часто внешняя доброжелательная оценка придаст новый импульс деятельности, выявит новую грань возможностей педагога и поможет сформировать оптимальный стиль общения с обучающимися.

 Схема внешней оценки занятия 

1. Общие сведения:

• краткая характеристика учебной группы: состав, возраст, год обучения,

• характеристика оборудования учебного занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.

2. Тема учебного занятия:

• место темы в учебном курсе.

3. Цель учебного занятия в образовательном, воспитательном и развивающем аспектах, взаимосвязь задач.

4. Содержание учебного занятия:

• соответствие содержания его цели

• дидактическая обработка содержания: научность, отбор материала, трудность, объём, применение дидактических средств обучения

• как учебный материал развивает устойчивый интерес к предмету и творческие способности детей

• формированию каких знаний и умений содействует материал.

5. Тип учебного занятия:

• какой тип занятия избран

• место занятия в учебном курсе

• способ осуществления взаимосвязи с предыдущими занятиями.

6. Структура учебного занятия:

• этапы учебного занятия, их последовательность

• главный этап занятия и его характеристика

• обеспечение целостности занятия.

7. Методы обучения:

• использование активных, интерактивных методов и приемов, соответствие применяемых методов цели занятия

• эффективность данных методов в развитии познавательной активности детей, наличие сотворчества педагога с обучающимися

8. Система работы педагога:

• умение организовать работу детей

• управление группой; определение объема учебного материала для обучающихся

• поведение педагога на занятии (эмоциональность, особенности общения и др.)

• роль педагога в создании микроклимата на занятии.

9. Система работы учащихся:

• организованность, активность

• отношение к педагогу, способность сосредотачиваться на конкретном предмете, уровень усвоения знаний и умений умение творчески применять знания и умения.

10. Общие результаты учебного занятия:

• выполнение запланированного объема

• степень реализации цели занятия

• общая оценка результатов и эффективности занятия

11.  Рекомендации по улучшению качества учебного занятия.

Автор-составитель: Малышева С.М., методист МБОУДО «ДДЮТ» 2018 г.